В современной школе информация, информационная инфраструктура – один из главных компонентов учебного процесса. Учебные классы оснащены компьютерной техникой, и её качественное бесперебойное функционирование существенно определяет качество полученных знаний, способствует формированию профессиональных компетенций учащихся. Определение термина “информационная безопасность детей” содержится в Законе № 436-ФЗ, регулирующем отношения, связанные с защитой детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию. Согласно данному закону “информационная безопасность детей” – это состояние защищенности, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию.
Обеспечение государством информационной безопасности детей, защита физического, умственного и нравственного развития несовершеннолетних, а также человеческого достоинства во всех аудиовизуальных медиа-услугах и электронных СМИ – требование международного права.
Закон определяет информационную безопасность детей как состояние защищенности, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией (в том числе распространяемой в сети Интернет) вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию.
Под информационной безопасностью понимается защищенность информационной системы от случайного или преднамеренного вмешательства, наносящего ущерб владельцам или пользователям информации.
На практике важнейшими являются три аспекта информационной безопасности:
– доступность (возможность за разумное время получить требуемую информационную услугу);
– целостность (актуальность и непротиворечивость информации, ее защищенность от разрушения и несанкционированного изменения);
– конфиденциальность (защита от несанкционированного прочтения).
Нарушения доступности, целостности и конфиденциальности информации могут быть вызваны различными опасными воздействиями на информационные компьютерные системы.
Основные угрозы информационной безопасности.
Современная информационная система представляет собой сложную систему, состоящую из большого числа компонентов различной степени автономности, которые связаны между собой и обмениваются данными.
Обеспечение информационной безопасности.
Формирование режима информационной безопасности – проблема комплексная. Меры по ее решению можно подразделить на пять уровней:
- Законодательный . Это законы, нормативные акты, стандарты и т.п.
- Нормативно-правовая база определяющая порядок защиты информации.
- Морально-этический. Всевозможные нормы поведения, несоблюдение которых ведет к падению престижа конкретного человека или целой организации.
- Административный. Действия общего характера, предпринимаемые руководством организации. Такими документами могут быть: приказ руководителя о назначении ответственного за обеспечение информационной безопасности; должностные обязанности ответственного за обеспечение информационной безопасности; перечень защищаемых информационных ресурсов и баз данных; инструкцию, определяющую порядок предоставления информации сторонним организациям по их запросам, а также по правам доступа к ней сотрудников организации.
- Физический. Механические, электро- и электронно-механические препятствия на возможных путях проникновения потенциальных нарушителей.
- Аппаратно-программный (электронные устройства и специальные программы защиты информации).
Принятые меры по созданию безопасной информационной системы в школе:
- Обеспечена защита компьютеров от внешних несанкционированных воздействий (компьютерные вирусы, логические бомбы, атаки хакеров и т. д.)
- Установлен контроль за электронной почтой, обеспечен постоянный контроль за входящей и исходящей корреспонденцией.
- Установлены соответствующие пароли на персональные ПК.
- Использованы контент-фильтры, для фильтрации сайтов по их содержимому.
- Единая совокупность всех этих мер, направленных на противодействие угрозам безопасности с целью сведения к минимуму возможности ущерба, образуют систему защиты.
Нормативное регулирование информационной безопасности несовершеннолетних:
Нормативно-правовая база определяющая порядок защиты информации:
• Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (последняя редакция)
• Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» (последняя редакция)
• Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (последняя редакция)
• Приказ Минкомсвязи России от 16.06.2014 № 161 «Об утверждении требований к административным и организационным мерам, техническим и программно-аппаратным средствам защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию»
• Письмо Минобрнауки России от 28.04.2014 № ДЛ-115/03 «О направлении методических материалов для обеспечения информационной безопасности детей при использовании ресурсов сети Интернет»
• Письмо Минобрнауки России от 14.05.2018 № 08-1184 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями о размещении на информационных стендах, официальных интернет-сайтах и других информационных ресурсах общеобразовательных организаций и органов, осуществляющих управление в сфере образования, информации о безопасном поведении и использовании сети «Интернет»)
• Трудовой кодекс Российской Федерации (14 глава);
• Постановление Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2007 г. № 781;
• Федеральный закон РФ от 28.12.2010 г. № 390 — ФЗ «О безопасности»;
• Федеральный закон “О внесении изменений в Федеральный закон О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию и отдельные законодательные акты Российской Федерации” от 28.07.2012 N 139-ФЗ (последняя редакция)
• Постановление Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2008 г. № 687 "Об утверждении Положения об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации";
• Постановление Правительства Российской Федерации 16 марта 2009 г. № 228 "О федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций";
• Приказ от 13 февраля 2008 года N 55/86/20 "Об утверждении Порядка проведения классификации информационных систем персональных данных".
Серия видеороликов для детей и взрослых «Основы кибербезопасности».
Сериал «Мама, я буду блогером!»
Уважаемые учащиеся, просмотрите информацию по защите персональных данных по ссылке: