Независимая оценка качества подготовки обучающихся проводится в целях подготовки информации об уровне освоения обучающимися образовательной программы или её частей, предоставления участникам отношений в сфере образования информации о качестве подготовки обучающихся.
Независимая оценка качества подготовки обучающихся
Государственная итоговая аттестация по образовательным программам среднего общего образования (ГИА-11), завершающая освоение имеющих государственную аккредитацию основных образовательных программ среднего общего образования, является обязательной.
Экзамены по всем учебным предметам (за исключением иностранных языков) проводятся на русском языке.
На территории Российской Федерации ГИА-11 организуется и проводится Рособрнадзором совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования.
За пределами территории Российской Федерации ГИА-11 проводится Рособрнадзором совместно с учредителями российских образовательных организаций, расположенных за пределами территории Российской Федерации, имеющих государственную аккредитацию и реализующих основные образовательные программы среднего общего образования, и загранучреждениями Министерства иностранных дел Российской Федерации, имеющими в своей структуре специализированные структурные образовательные подразделения.
Контакты по вопросам ГИА-11:
Школа 8(39539) 31-5-32,
Ответственный: Панчукова Анна Васильевна
Адрес электронной почты: osoosh@mail.ru
"Горячая линия" Осинского МУО (851)549-25-36 (доб 256)
Ответственный: Дамбуев Александр Михайлович
Адрес электронной почты: osa-obr@mail.ru
"Горячая линия" по вопросам ГИА на региональном уровне 8 (3952) 53-30-89, 8 (3952) 53-02-57
Ответственный:
Адрес электронной почты: obraz@38edu.ru
Государственная итоговая аттестация по образовательным программам основного общего образования (ГИА-9) проводится в целях определения соответствия результатов освоения обучающимися образовательных программ основного общего образования соответствующим требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
ГИА-9 проводится:
в форме основного государственного экзамена (ОГЭ) с использованием контрольных измерительных материалов, представляющих собой комплексы заданий стандартизированной формы (КИМ), — для обучающихся образовательных организаций, в том числе иностранных граждан, лиц без гражданства, в том числе соотечественников за рубежом, беженцев и вынужденных переселенцев, освоивших образовательные программы основного общего образования в очной, очно-заочной или заочной формах, лиц, обучающихся в образовательных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации и реализующих имеющие государственную аккредитацию образовательные программы основного общего образования, и загранучреждениях Министерства иностранных дел Российской Федерации, имеющих в своей структуре специализированные структурные образовательные подразделения, а также для экстернов, допущенных в текущем году к ГИА;
в форме государственного выпускного экзамена (ГВЭ) с использованием текстов, тем, заданий, билетов — для обучающихся, осваивающих образовательные программы основного общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, а также для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся — детей-инвалидов и инвалидов, осваивающих образовательные программы основного общего образования;
в форме, устанавливаемой органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования (ОИВ), — для обучающихся образовательных организаций, изучавших родной язык из числа языков народов Российской Федерации (родной язык) и литературу народов России на родном языке из числа языков народов Российской Федерации (родная литература) и выбравших экзамен по родному языку и (или) родной литературе для прохождения ГИА на добровольной основе.
Для участия в ГИА-9 необходимо подать в образовательную организацию заявление с указанием выбранных учебных предметов до 1 марта (включительно).
Контакты по вопросам ГИА-9:
Школа 8(39539) 31-5-32,
Ответственный: Панчукова Анна Васильевна
Адрес электронной почты: osoosh@mail.ru
"Горячая линия" Осинского МУО (851)549-25-36 (доб 256)
Ответственный: Дамбуев Александр Михайлович
Адрес электронной почты: osa-obr@mail.ru
"Горячая линия" по вопросам ГИА на региональном уровне 8 (3952) 53-30-89, 8 (3952) 53-02-57)
Ответственный:
Адрес электронной почты: obraz@38edu.ru
Промежуточную аттестацию в обязательном порядке проходят учащиеся 1-11 классов по всем предметам учебного плана в конце учебного года после изучения всего объёма учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) за текущий учебный год. К промежуточной аттестации допускаются все обучающиеся.
По заявлению родителей:
- сроки проведения промежуточной аттестации могут быть перенесены (при наличии особых обстоятельств);
- учащиеся, обучающиеся на дому, могут быть освобождены.
Промежуточная аттестация подразделяется на промежуточную аттестацию с контрольными испытаниями и промежуточную аттестацию без контрольных испытаний.
В 1-8, 10 классах промежуточная аттестация является основанием для перевода в следующий класс и проводится:
- с контрольными испытаниями по предметам инвариантной части учебного плана;
- без контрольных испытаний по отметкам, полученным за отчетные периоды (четверти, полугодия) текущего учебного года путем математического округления по предметам вариативной части учебного плана.
- В 9-х и 11-х классах промежуточная аттестация является основанием для допуска к государственной итоговой аттестации и осуществляется без аттестационных испытаний по отметкам, полученным за отчетные периоды (четверти, полугодия) текущего учебного года путем математического округления по всем предметам учебного плана.
Федеральная информационная система обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования.
С 2014 года по инициативе Рособрнадзора в Российской Федерации реализуется программа Национальных исследований качества образования (НИКО).
Программа НИКО предусматривает проведение регулярных исследований качества образования по отдельным учебным предметам, на конкретных уровнях общего образования (не реже 2 раз в год), каждое из которых представляет собой отдельный проект в рамках общей программы.
Актуальная информация о проекте размещена на сайте НИКО.
Международные сопоставительные исследования качества образования были разработаны как инструмент, позволяющий выявить эффективность образовательных систем в разных странах и способствующий принятию решений и проведению реформ на основе полученных результатов.
Международные сопоставительные исследования качества образования проводятся Департаментом по образованию и навыкам Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) (Organisation for Economic Co-operation and Development – OECD) и Международной ассоциацией по оценке учебных достижений (International Association for the Evaluation of Educational Achievement – IEA). В исследованиях участвуют более 100 стран и территорий.
Российская Федерация с 1990-х годов принимает активное участие в следующих исследованиях:
PISA – Международная программа по оценке учебных достижений (Programme for International Student Assessment)
TIMSS – Международное мониторинговое исследование качества математического и естественно-научного образования (Trends in Mathematics and Science Study)
PIRLS – Международное исследование качества чтения и понимания текста (Progress in International Reading Literacy Study)
TALIS – Международное исследование учительского корпуса по вопросам преподавания и обучения (Teaching and Learning International Survey)
PIAAC – Международное исследование компетенций взрослого населения (The Programme for the International Assessment of Adult Competencies)
Международные сопоставительные исследования получили активное развитие в нашей стране и, наряду с государственной итоговой аттестацией, всероссийскими проверочными работами и национальными исследованиями качества образования формируют Единую систему оценки качества образования (ЕСОКО) в Российской Федерации.
Результаты Российской Федерации сопоставимы со средними данными по странам ОЭСР, а в отдельных исследованиях превосходят их. Так, в 2015 году российские четвероклассники и восьмиклассники вошли в семерку лучших в Международном мониторинговом исследовании качества математического и естественно-научного образования (TIMSS) среди почти пятидесяти стран-участниц. А в 2016 году российские четвероклассники заняли первое место в Международном исследовании качества чтения и понимания текста (PIRLS) среди пятидесяти стран-участниц.
Федеральный институт оценки качества образования при поддержке Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) проводит международные конференции, посвященные вопросам современного образования, на которых ведущие международные эксперты делятся опытом в сфере оценки качества образования. В последние годы на конференциях в качестве спикеров выступали Андреас Шляйхер – руководитель Департамента по образованию и навыкам ОЭСР, Аннэ-Берит Кавли – председатель IEA и Дирк Хастедт - исполнительный директор IEA.
В Российской Федерации международные сопоставительные исследования качества образования проводит Центр национальных и международных исследований качества образования Федерального института оценки качества образования.
Важность участия России в международных исследованиях
Участие России в международных сравнительных исследованиях качества образования имеет большое значение для обеспечения качества российского образования. Полученная в результате данных исследований информация позволяет судить о качестве образования в нашей стране и ее относительном положении в мировой системе образования. Богатейший аналитический материал о программах, учебниках и требованиях к учебным достижениям школьников в странах мира дает возможность специалистам страны принимать обоснованные решения о реформировании содержания образования и создании российских образовательных стандартов. Использование технологий педагогических измерений, разработанных ведущими специалистами мира, позволяет с наибольшим экономическим эффектом совершенствовать российскую систему оценки качества образования на уровне мировых стандартов.
За годы участия в международных сравнительных исследованиях создана организационная схема взаимодействия федеральных и региональных структур практически из всех субъектов Федерации, участвующих в проведении международных исследований в России. Сформированы базы данных образовательных учреждений регионов, которые обновляются для формирования представительной выборки учащихся для проведения очередных исследований.
Многие регионы, принимавшие участие в международных исследованиях, используют полученные материалы и приобретенный опыт в реализации региональных проектов в области оценки качества образования.
Таким образом, актуальность участия России в системе международного мониторинга качества общего образования обусловлена следующими факторами:
– необходимостью получать объективную информацию о качестве общего образования в России для повышения конкурентоспособности российского образования на международном уровне;
– потребностью овладеть современными технологиями мониторинговых исследований качества образования для повышения объективности и педагогической эффективности проводимых исследований на федеральном и региональном уровнях.
Более подробную информацию по каждому из исследований можно узнать из соответствующей статьи. |
Статьи по международным сопоставительным исследованиям
-
Отчет по результатам международного исследования PISA-2018 (финансовая грамотность)
Скачать полный отчет (PDF 2239 KB) Результаты Российской Федерации по финансовой грамотности улучшились на 9 баллов относительно исследования 2012 года. В целом российские обучающиеся показали результаты, сопоставимые со странами ОЭСР. Финансовая грамотность подразумевает набор знаний и умений, для описания которых в исследовании PISA используются пять уровней. Подразумевается, что решению рядовых финансовых задач в повседневной жизни соответствует третий уровень финансовой грам
-
TALIS 2013 и 2018 г.: динамика российских результатов
Цикличность исследования TALIS позволяет оценивать динамику изменений параметров, характеризующих работу учителя. Далее представлены изменения в ответах учителей и директоров на некоторые вопросы исследования, освещаемые во второй части национального отчета. (1 часть отчета, 2 часть отчета) За пять лет, прошедших между двумя циклами исследования TALIS, особенности оформления трудовых отношений российских учителей со школой, в которой они работают, не изменились. Подавляющее большинство как рабо
-
Основные результаты исследования TALIS-2018
Данные исследования TALIS-2018 свидетельствуют о том, что реализуемая политика в области образования имеет положительный эффект, однако можно определить ряд традиционных и новых вызовов, с которыми российской школе предстоит справиться. В контексте реализации национального проекта «Образование» эти вопросы привлекают к себе особое внимание. Качественный состав школы Можно наблюдать небольшое снижение темпов омоложения контингента учителей относительно исслед
-
Adult Skills in Focus #7. Насколько изменится уровень грамотности взрослого населения к 2022 году?
Чего можно ожидать от результатов PIAAC второго цикла? (Перевод статьи (https://www.oecd-ilibrary.org/education/how-much-will-the-literacy-level-of-the-working-age-population-change-from-now-to-2022_3fbc48a8-en) и комментарии подготовлены Центром международных и национальных исследований качества образования ФГБУ «ФИОКО».) К 2022 году средний уровень грамотности взрослого населения трудоспособного возраста (16-65 лет) должен незначительно увеличиться в большинстве стран, которые
-
PISA IN FOCUS #102. Как результаты PISA связаны с успехами во взрослой жизни?
В четырех странах – Австралии, Канаде, Дании и Швейцарии – проследили за изменениями во взрослой жизни учащихся, которые участвовали в исследовании PISA в 2000 и 2003 годах. Во всех четырех странах 15-летние учащиеся, которые по результатам набранных баллов по читательской грамотности исследования PISA оказались в ¼ лучших учащихся, с большей вероятностью получили высшее образование в возрасте около 25 лет, чем учащиеся, которые набрали меньше баллов. Также 15-летние школьн
-
PISA IN FOCUS #101. Как PISA определяет и измеряет читательскую грамотность?
Результаты исследования PISA-2018 по чтению, математике и естественным наукам были опубликованы 3 декабря 2019 года. В исследовании приняли участие более 600 000 15-летних учащихся из 79 стран и субъектов. Впервые участниками исследования стали Белоруссия, Босния и Герцеговина, Бруней-Даруссалам, Марокко, Филиппины, Саудовская Аравия и Украина, а также провинция Чжэцзян (Китай). В исследовании PISA-2018 внимание было сосредоточено на читательской грамотности учащихся. Новая структура оценки
-
Обучение в сельских школах и образовательные результаты
В среднем по странам ОЭСР результаты учащихся сельских школ по естественным наукам на 31 балл ниже по сравнению с учащимися городских школ; в целом данный разрыв может быть объяснен различиями в социально-экономическом статусе учащихся и школ. Ожидается, что в среднем по странам ОЭСР лишь 30% учащихся сельских школ получат высшее образование. Для сравнения: среди учащихся городских школ этот показатель может достигать 50%. Этот разрыв сохраняется при сравнении учащихся сельских и городских шк
-
Почему сравнительно мало девочек выбирают научную карьеру?
В 22 странах – участницах исследования PISA мальчики показывают более высокие результаты по естественно-научным предметам, чем девочки, в то время как девочки опережают мальчиков по этому показателю в 19 других странах. Однако мальчики показывают относительно высокую успеваемость по естественно-научным предметам в 65 из 67 участвующих стран. Это значит, что их результаты по исследованию естественно-научной грамотности выше, чем средние результаты в трех областях, которые оцениваются в ис
-
Какова взаимосвязь между мотивацией учащихся, их образовательными достижениями и тревожностью?
Почти во всех странах – участницах исследования PISA 15-летние учащиеся, демонстрирующие значительную мотивацию достижения, показывают более высокие результаты и в исследовании. Учащиеся, находящиеся в выгодном социально-экономическом положении, показывают более высокие результаты в исследовании PISA и демонстрируют повышенную мотивацию по сравнению с учащимися из неблагополучного окружения. Мотивация, особенно вызванная внешними факторами, связана с тревожностью. В рамках исследова
-
Когда учителя естественных наук удовлетворены своей работой?
В рамках исследования PISA-2015 впервые были собраны данные дополнительного анкетирования учителей 15-летних учащихся в 19 странах. Было выявлено, что учителя, которые говорили о том, что стать учителем было их целью после окончания школы, показали более высокий уровень удовлетворенности своей работой и профессией в целом. Для них становление учителем было реализацией их амбиций, а не случайностью на рынке труда. На самом деле, по результатам проведенного анализа, достижение цели становления учи
-
По результатам исследования PISA-2015 в Канаде, Дании, Эстонии, Финляндии, Германии, Гонконге (Китай), Ирландии, Японии, Южной Корее, Нидерландах, Норвегии, Сингапуре, Словении, Вьетнаме более 30% учащихся из семей с низким социально-экономическим положением* показали высокие образовательные результаты (на уровне 3** или выше по читательской, математической и естественно-научной грамотности). При этом в Алжире, Доминиканской Республике, Косово, Перу и Тунисе менее 1% учащихся из семей с низким с
-
Концепция направления «математическая грамотность» исследования PISA-2021
Исследование PISA-2021 проверит математическую грамотность российских школьников. В 2021 году основное направление исследования PISA – математическая грамотность. Что лежит в основе исследования, можно узнать уже сейчас, так как опубликована новая Концепция направления «математическая грамотность» исследования PISA-2021 (схема 1). Исследование PISA-2021 будет измерять, насколько эффективно образовательные системы стран готовят учащихся к использованию математики во всех аспе
-
Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся PISA (Programme for International Student Assessment) является мониторинговым исследованием качества общего образования, которое отвечает на вопрос: «Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в современном обществе, то есть для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общ
-
Международное исследование TIMSS (Trends in Mathematics and Science Study) является первым мониторинговым исследованием, которое дало возможность странам регулярно, каждые четыре года, получать объективную информацию о состоянии и тенденциях развития школьного математического и естественно-научного образования в странах мира. Данное исследование организуется Международной ассоциацией по оценке учебных достижений (International Association for the Evaluation of Educational Achievement &
-
Национальные оценки качества образования
«PISA-шок» и его последствия В декабре 2001 года были обнародованы первые результаты исследования PISA, которые спровоцировали бурные общественные обсуждения. Оказалось, что в некоторых странах, традиционно гордившихся своими системами образования, учащиеся показали уровень знаний ниже, чем их сверстники из других стран. Это событие получило название «PISA-шок» и положило начало реформам в сфере образования по всему миру. Самое большое потрясение испытала Германия &
-
Социально-эмоциональные компетенции – результат образования в XXI веке
Всё чаще педагоги и исследователи образовательных процессов говорят о необходимости развития «социально-эмоциональных компетенций» у учащихся. Предпосылками для подобных заявлений являются процессы цифровизации общества. Всё больше знаний можно перевести в цифровой вариант, всё проще становится это сделать. Переведенные в цифру операции могут быть легко автоматизированы. Людям всё труднее бороться с машиной в предметной области знаний. Людям не стоит тягаться с машиной
-
Международное исследование качества чтения и понимания текста PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study) – это международное сопоставительное исследование читательской грамотности. Его цель – сравнить уровень и качество чтения и понимания текста учащимися начальной школы в странах мира, а также выявить различия в национальных системах образования для совершенствования процесса обучения чтению. Исследование организовано Международной ассоциацией по оценке учебных дости
-
Что такое «Образование 2030»? Целью проекта Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) «Будущее образования и навыков: Образование 2030» является исследование и прогноз возможного будущего образования в мире. В центре внимания – дети, которые в настоящий момент обучаются в начальной школе, а к 2030 году будут представлять основную часть населения, вступающую в рабочий возраст. Проект направлен на школьное образование, как общее, так и профессиональ
-
Об исследовании PIAAC (The Programme for the International Assessment of Adult Competencies)
Международное исследование компетенций взрослого населения PIAAC (The Programme for the International Assessment of Adult Competencies) – это исследование ключевых компетенций и навыков работы с информацией у взрослого населения и использования данных навыков на работе, дома и в других ситуациях. Проводится под эгидой Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Национальным координатором реализации исследования PIAAC в Российской Федерации является ФГБУ «Федеральны
-
Об исследовании TALIS (Teaching and Learning International Survey)
Международное исследование учительского корпуса по вопросам преподавания и обучения TALIS (Teaching and Learning International Survey) является масштабным и авторитетным международным сопоставительным исследованием школьной образовательной среды, условий профессиональной деятельности и развития учителей. Проводится под эгидой Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Национальным центром проведения исследования TALIS в Российской Федерации является ФГБУ «Федеральн
-
Об исследовании PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study)
Международное исследование качества чтения и понимания текста PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study) – это международное сопоставительное исследование читательской грамотности. Проводится Международной ассоциацией по оценке учебных достижений (International Association for the Evaluation of Educational Achievement – IEA). Национальным координатором реализации исследования PIRLS в Российской Федерации является ФГБУ «Федеральный институт оценки качества образо
-
Об исследовании TIMSS (Trends in Mathematics and Science Study)
Международное исследование качества математического и естественно-научного образования TIMSS (Trends in Mathematics and Science Study) – международное сопоставительное исследование качества и тенденций в математическом и естественно-научном образовании. Проводится Международной ассоциацией по оценке учебных достижений (International Association for the Evaluation of Educational Achievement – IEA). Национальным координатором реализации исследования TIMSS в Российской Федерации являе
-
Об исследовании PISA (Programme for International Student Assessment)
Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся PISA (Programme for International Student Assessment) – это международное сопоставительное исследование качества образования, в рамках которого оцениваются знания и навыки учащихся школ в возрасте 15 лет.
Документы не выбраны
ГИА — государственная итоговая аттестация. Это обязательный экзамен, завершающий освоение имеющих государственную аккредитацию основных образовательных программ среднего и основного общего образования в Российской Федерации.
ГИА имеет три формы:
Основной государственный экзамен (ОГЭ) — государственная итоговая аттестация в 9-м классе.
Единый государственный экзамен (ЕГЭ) — государственная итоговая аттестация в 11-м классе.
Государственный выпускной экзамен (ГВЭ) — письменные и устные экзамены в 9-м и 11-м классах для лиц с ограниченными возможностями здоровья
Минюст зарегистрировал новые порядки ГИА (государственной итоговой аттестации) в 9-х и 11-х классах. Совместные приказы Минпросвещения и Рособрнадзора № 232/551 и 233/552 вступают в силу с 1 сентября 2023 г. и будут действовать до 1 сентября 2029 года.